Тема августа 2009 года:

Духовно-нравственное испытание

Много лет прошло со времени написания двух писем. Почти десять лет назад предстоятель РПЦ в своем послании "на места" предписал при неприятии школами "Закона Божьего" проталкивать его под маркой "Основ православной культуры". А семь лет назад министр образования направил в регионы письмо, где разъяснялось, как именно это проталкивание нужно осуществлять.

Уже нет в живых того предстоятеля, и давно отправлен в отставку тот министр, а заваренную ими кашу мы так и не расхлебали. И вот посреди школьных каникул, посреди сезона отпусков президент и министр преподнесли обществу неожиданность в виде нового обязательного предмета "Духовно-нравственное воспитание".

Главным сюрпризом оказалось то, что чиновники эти пустили побоку все многолетние споры о месте религии в образовании, все публичные дискуссии, все сломанные копья. Хоп! И вот новое-готовое решение, которое прямо сейчас и начнем внедрять. В порядке эксперимента.

Посмотрим, что же свалилось на голову тем, кто перешел в четвертый класс. В первом выступлении министра говорилось: предмет будет состоять из трех модулей: "история мировых религий", "светская этика" и "история и основы культуры одной из традиционных религий". Школьники будут изучать один из трех модулей, причем в рамках третьего модуля выберут одну из четырех религий: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Кто выберет? А это уже второй сложный вопрос... Наконец, происходить все это будет в последней четверти четвертого класса и первой четверти пятого.

Вот с этим последним пунктом вообще непонятки. Есть ощущение, что сунули планируемый предмет в первое попавшееся более-менее свободное место. Мало того, что предмет преподается две четверти с перерывом на летние каникулы (это, что ли, специально для изучающих православие, чтобы посреди курса на практику к святым местам съездить?), так это еще к тому же окончание начальной школы и начало средней! Именно при переходе из четвертого класса в пятый часто меняют школу, переукомплектовываются классы, появляется много новых предметов. И тут еще такой подарочек! Ведь на этом новом предмете может потребоваться разделить один класс на шесть групп! То есть надо или найти пять лишних учебных помещений, или тщательно подгонять расписание классов в параллели, чтобы проводить этот предмет одновременно с учениками разных классов - а какая путаница с заполнением журналов при этом возникнет!

К техническим проблемам следует отнести и необходимость направить на такой урок шесть учителей. Как там сказал кто-то из защищающих данный прожект чиновников? "В любой школе найдется два историка, два учителя русского и два учителя иностранных языков, которые после переподготовки смогут вести этот предмет". Может, и смогут. Вот только в этот момент в расписание остальных классов нельзя будет ставить ни русский, ни литературу, ни историю, ни обществоведение, да и возможность маневра с иностранными языками сократится. Поверьте человеку, участвовавшему в составлении учебных расписаний: такие ограничения - не просто проблемы, часто это - катастрофа.

Теперь вернемся ко "второму сложному" вопросу: кто выбирает модуль? Прямого однозначного ответа на него нет. Поскольку речь идет о детях 10-11 лет, то выбор, видимо, должны делать родители. Тоже странно, если уж так приспичило ввести в школе подобный предмет, то не лучше ли было его вводить в старших классах, когда мировоззрение у школьников уже более-менее сформировалось? Тогда они сами и сделали бы выбор. Но добро, если решение останется хотя бы за родителями. А если напуганное вышеописанными техническими трудностями руководство школы решит загнать всех учеников в один модуль? Вполне реалистичной выглядит картина, когда завуч на родительском собрании говорит: у нас проблема с кадрами для этого предмета, вести его будет только Евлампия Никаноровна, поэтому все быстренько записываемся на "Основы православия"! (Если уважаемый читатель православный, просьба представить другие варианты: "...только Зульфия Ибрагимовна, быстренько на "Основы ислама...", "...только Милана Ярославовна, быстренько на "Светскую этику...")

Но пусть все эти технические сложности успешно преодолены, и, в полном соответствии с высочайшим повелением, четвероклассники расходятся для изучения этого предмета в шесть разных мест. Кто там сказал, что 11 лет - неконфликтный возраст? Вы когда последний раз живого ребенка видели??? Да такое разделение - заметьте, не по принципу "меня послали сюда, тебя туда", а исходя из того, что один - православный, второй - атеист, а третий - иудей, приведет к такому разобщению класса, о котором не мечтали архитекторы апартеида. В таком раннем возрасте школа будет подчеркивать различия между детьми, акцентировать религиозные (а в наших реалиях это часто означает и этнические) различия, вместо того, чтобы работать на укрепление единства общества, с чем у нас и без этих экспериментов далеко не все в порядке. "Духовно-нравственное воспитание", таким образом, начнется с яркой демонстрации ребенку того, что в России есть "свои" - те, кто ходит на один с ним модуль, и "чужие". Если не умеющий креститься первоклассник-протестант получил за это от одноклассников по шее, то что будет, когда класс "сверху" разделят по конфессиональному признаку?

Впрочем, не вижу смысла ждать какого-то нормального решения от существующей власти. Она делает то, что ей нашептывают "советчики" из РПЦ, хотя теперь уже - и с оглядкой на общество, где, оказывается, не перевелись еще неверующие. Власть назад не пойдет и будет продавливать очередной эксперимент над средним образованием. Что может сделать мы, граждане? Единственный нормальный выход из ситуации - солидарно записывать своих детей на "Историю мировых религий", не разделяя их по религиозному признаку. Но для этого нужна добрая воля адекватных представителей всех религий, неверующих, влиятельных общественных организаций и известных личностей.

Пока что о такой инициативе я, к сожалению, не слышал. Этой публикацией я подаю идею. Найдутся ли сторонники?

Михаил Степанцов




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов